ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ КОРЕИ

Выдержки из книги "Курс лекций по истории Кореи с древности до конца ХХ века"

© Текст - С.О. Курбанов
При публичном использовании материалов сайта ссылка на источник публикации обязательна.
_____________________________________________________________________


ЛЕКЦИЯ 8. ВОЙНЫ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ С КИТАЕМ ДИНАСТИИ ТАН И ОБЪЕДИНЕНИЕ КОРЕИ ПОД ЭГИДОЙ ГОСУДАРСТВА СИЛЛА

§ 3. Силлаский институт хваран

Сохранилось не так много источников, из которых можно почерпнуть сведения о хваранах . Прежде всего, это уже упоминавшиеся ранее «Исторические записи Трёх государств» («Самгук саги») историка Ким Бусика и «Забытые деяния Трёх государств» («Самгук юса») буддийского монаха Ирёна. О хваранах повествуют древнейшие памятники корейской поэзии в жанре песен хянга , дошедшие до наших дней – «Песня о хваране Чукчи», «Песня о хваране Кипха».
Кроме того, в 1989 году в Южной Корее было обнаружено сочинение под названием «Записи о поколениях хваранов» («Хваран сеги»). Его авторство приписывается известному силласкому учёному и высокопоставленному сановнику Ким Дэмуну, жившему во времена правления государя Сондог-вана (702 – 736). Обнаруженный рукописный экземпляр текста датируется довольно поздним временем, где-то между 1801 и 1834 годами. Поэтому многие учёные сомневаются в его достоверности.
В «Самгук саги» о хваранах сказано примерно следующее. На 37-м году правления короля Чинхынвана (576) впервые призвали ко двору людей, именовавшихся вонхва, что значит «источник цветов». Потому что ещё раньше стали беспокоиться о том, что вскоре не из кого будет отбирать будущих военачальников. Вот почему решили позвать ко двору достойных людей и посмотреть, кто есть кто и у кого какие способности. Сначала нашли и представили двух очень красивых молодых девушек по имени Наммо и Чунчжон. Каждая из них собрала по 300 человек боевых дружин. Девушки ревновали к красоте друг друга. Поэтому как-то раз Чунчжон привела Наммо к себе домой, напоила вином и утопила в реке. После таких событий дружины распустили, а саму Чунчжон казнили. Однако через некоторое время снова начали отбирать красивых и достойных по качествам юношей, которых стали именовать хваран, что значит «цветочные мужи», и образовали из них новые дружины. Эти юноши учились постижению Пути и Справедливости, тренировали себя и ещё пели красивые песни и путешествовали по стране, посещая живописные горы и речные потоки.
В «Самгук юса» также сказано, что после того, как в правление короля Чинхынвана упразднили вонхва (должности девушек – «источников цветов»), всё же поняли, что стране не обойтись без «Пути ветров и луны» . Поэтому из семей достойных людей начали отбирать красивых молодых людей с хорошим поведением, которых стали именовать хваранами, а их руководителей – сольволлан (что значит «изначальный цветок полыни») стали считать за «государственных святых».
Кто же эти загадочные хвараны и чем они занимались? Вопрос этот весьма непрост и в современной исторической науке многое о хваранах ещё не до конца понятно.
Известно, что у хваранов были «Пять предписаний для повседневной жизни», которые им заповедовал буддийский монах Вонгван, живший во времена правления короля Чинпхёнвана (579 – 631):
- Верностью служи правителю;
- Сыновней почтительностью служи родителям;
- Доверием обретай друзей;
- Во время боя нет отступлений;
- В убиении или оставлении живым есть выбор.
Из указанных выше заповедей видно, что в обучении хваранов большое значение придавалось основным нормам конфуцианской морали, связанных с отношениями со старшими (служение правителю, родителям) и отношениями с равными членами сообщества (друзья). С другой стороны, последние две заповеди указывают на военную направленность организации хваранов, направленную на защиту отечества и в то же время избегание бессмысленного убийства.
Об организации хваранов можно сказать следующее. Со времени правления государя Чинхын-вана (540 – 575) из местной молодёжи стали отбирать людей для того, чтобы сделать их хваранами. Во главе хваранов стояли так называемые куксон («государственные святые»), которых могли ещё называть как вонхва («источник цветов»), хвачжу («хозяева цветов») или пхунвольчжу («хозяева [Пути] ветра и луны»). Для удобства, из всего обилия синонимичных терминов изберём термин вонхва. Таких вонхва было немного – от одного до трёх – четырёх на всё государство. Каждому из вонхва подчинялось от 3 – 4 до 7 – 8 собственно хваранов. У хваранов в подчинении находились сотни или даже тысячи таких же как и они молодых людей, которых именовали как нандо, то есть «сопровождающие [цветочных] воинов» или «сопровождающие [цветочных] мужей». Таким образом, в стране могло быть одновременно несколько подобных военно-патриотических воспитательных молодёжных структур во главе с вонхва. Кто стоял над вонхва и как их деятельность координировалась государственными органами, пока сказать трудно.
Исходя из сообщений «Самгук саги» можно сказать, что первыми вонхва были женщины. На этом основании некоторые исследователи делают предположение, что у хваран не было различий по половому признаку и даже находят здесь зачатки исконно корейской демократии. С другой стороны, можно встретить совсем иную точку зрения, отрицающую подобное равноправие и утверждающую, что первые женщины вонхва были обыкновенными кисэн , которых государственные структуры просто использовали для привлечения молодых людей.
Исходя из сообщений «Самгук саги» можно сказать, что первыми вонхва были женщины. На этом основании некоторые исследователи делают предположение, что у хваран не было различий по половому признаку и даже находят здесь зачатки исконно корейской демократии. С другой стороны, можно встретить совсем иную точку зрения, отрицающую подобное равноправие и утверждающую, что первые женщины вонхва были обыкновенными кисэн , которых государственные структуры просто использовали для привлечения молодых людей.
По роду деятельности организация хваранов не была военной, скорее воспитательно-тренировочной с элементами военной подготовки. Выделяют три основных вида деятельности хваранов: 1) закалка души и тела через изучение морали и постижение Пути; 2) изучение песен, музыки, сочинение стихов; 3) путешествие по стране в поисках красивых гор и речных потоков. Инетерсно отметить то, что у хваранов было принято разрисовывать лицо. Нанесение грима объясняют либо желанием быть больше похожим на женщину, чтобы привлечь к себе внимание и помощь различных духов, либо непосредственным влиянием шаманизма: раскрашивание лица и есть акт становления шаманом.
Относительно социального состава хваранов существуют две точки зрения. Одна утверждает, что хваранми становились представители высшего сословия – чинголь или 6 – 4 рангов тупхум, в крайнем случае – богатые свободные простолюдины, которые могли позволить себе не работать. Вторая точка зрения утверждает, что хваранами становились обычные простолюдины, что представляется менее вероятным.
Возрастной состав хваранов определяют в пределах 15 – 18 лет. Отдельные исследователи отодвигают верхнюю границу возраста до 20 лет. Вонхва, управлявшие хваранами, были взрослыми людьми. Местом, где хвараны проходили свою подготовку, было либо гористое побережье Восточного моря , либо горы в окрестностях столицы Силла. Срок обучения – 3 – 4 года.
Какова длительность существования организации хваранов и её историческая судьба? Общепризнано, что как военно-культурно-воспитательная организация институт хваранов существовал от времени правления короля Чинхынвана (540 – 575) до времени правления государыни Чинсонъ-ёван (887 – 896). Затем институт хваранов, в том виде как он функционировал в течение нескольких столетий, исчез вместе с гибелью самого королевства Силла. Однако слово хваран употреблялось в корейском языке как минимум до конца XIX столетия, обозначая при этом выходцев из подлого сословия: мужчин шаманов, мужей шаманок или певцов и актёров.
Здесь есть над чем призадуматься. Действительно, хвараны занимались деятельностью, похожей и на актёрскую – пели песни, и на шаманскую – накладывали на лицо грим для привлечения духов. Наверное, именно это из всего разнообразного спектра деятельности хваранов сохранилось в народной памяти лучше всего. Быть может потому, что военный аспект в организации хваранов, по крайней мере в последнее время их существования, не занимал значительного места в их деятельности.


Главная страница



Сайт управляется системой uCoz