СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ КОРЕИ

Выдержки из книги "Курс лекций по истории Кореи с древности до конца ХХ века"

© Текст - С.О. Курбанов
При публичном использовании материалов сайта ссылка на источник публикации обязательна.
_____________________________________________________________________


ЛЕКЦИЯ 5. КУЛЬТУРА КОРЕИ ЭПОХИ КОРЁ

Как правило, общие работы по истории Кореи рассматривают культуру эпохи Корё в рамках двух больших периодов – X – XII века, время до подчинения монголам, и XIII – XIV века, период связанный с разрушительными монгольскими военными походами в Корею, установлением монгольского контроля в Корее, постепенным его ослаблением, затем полным освобождением от монголов и началом реформ конца династии.
В настоящей лекции культура Кореи X – XIV веков будет представлена как единое целое .


§ 1. Научно-технические достижения Корё

Одним из важнейших достижений культуры Кореи X – XIV веков является книгопечатание. Печатание с досок или ксилографию в Корее начали использовать ещё в VIII веке. При династии Корё книгопечатание достигло особого расцвета. В 1011 – 1090 годах для полного издания текста «Большого свода священных буддийских писаний» «Тэчжангён», насчитывающего 6 тысяч томов, было вырезано 80 тысяч деревянных досок, получивших своё особое корейское имя: «Пхальман тэчжангён». Они сохранились до наших дней и находятся в буддийском храме Хэинса на юге Кореи (провинция Южная Кёнсан). Уже в XIII веке, в 1236 году «Пхальман тэчжангён» печаталась ещё раз. Молва о высоком уровне развития книгопечатания в Корё дошла до Китая и в 1091 году 5 тысяч томов книг на китайском языке, изданных в Корее, были отправлены в Сунский Китай.
Каким образом делались отпечатки с досок ? Как правило, деревянная доска для печати мокпхан с каждой стороны содержала по две страницы текста, вырезанные «наоборот» - всего четыре страницы. С двух торцевых сторон к ксилографической доске прикреплялись бортики магури, выступавшие над её верхней и нижней поверхностью. Доски для печатания обычно хранились в особых павильонах, сложенные друг на друга в большие стопки. Наличие магури обеспечивало хорошую вентиляцию и лучшую сохранность досок, облегчало процесс печати.
Перед началом печати каждую доску обычно прочищали специальной щёткой. Иногда доску также предварительно увлажняли. Одновременно нарезали бумагу для печатания размером с развёрнутый лист книги. Для печати требовалось наличие трёх, или по крайней мере двух человек. После смазывания доски тушью, один или два человека натягивали чистый лист бумаги над доской, прижимая его кончики к бортикам магури. Третий человек особой растиркой в виде мешочка, заполненного шелухой злаковых растений, растирал лист бумаги до появления на нём чёткого отпечатка. Нередко первый отпечаток с доски мог быть не очень хорошего качества, поэтому с одной доски печатали несколько экземпляров. Тушь, хранящуюся в виде твёрдых брусков, растирали непосредственно перед печатанием, иногда добавляя в воду яичный белок или порошки из сухих трав для лучшей сохранности книги или для того, чтобы от неё исходил приятный аромат. Готовые отпечатки просушивали, подрезали точно по размеру будущей книги и сшивали, складывая каждый лист пополам, текстом наружу.
Необходимость изготовления особых досок каждой новой книги делала процесс книгопечатания весьма долгим и дорогостоящим. Поэтому на Дальнем Востоке довольно рано пришли к идее необходимости создания подвижного шрифта. Иными словами на стандартной ксилографической доске вместо иероглифов стали вырезать ячейки, куда можно было бы вставлять необходимые для каждого конкретного текста отдельно изготовленные формы с иероглифами. Первое упоминание об использовании корейцами подвижного металлического шрифта относится к 1234 – 1241 годам. Кроме того, считается, что первая попытка использования деревянного подвижного шрифта имела место в Корё в 1101 – 1122 годах. В корейской исторической литературе довольно часто можно встретить утверждение о том, что корейцы первыми изобрели и начали использовать подвижной металлический шрифт . В XIII и XIV веках в Корее ещё не раз прибегали к технике печатания с досок, набранных подвижным металлическим шрифтом, например для издания в 1234 – 1240 годах «Подробных записей о ритуалах древности и современности» («Санчжон когым емун»), автором которых был Чхве Юный .
Корё также было известно качеством и разнообразием сортов изготавливаемой бумаги, среди которых была особая бумага из коры бумажного дерева, бумага с золотым песком и т.п.
К категории технических достижений относят знаменитую корёскую светло-зелёную керамику селадон, о которой можно также говорить с точки зрения достижений ремесла и художественного искусства. Характерными чертами корёского селадона являются его особый зеленоватый цвет, напоминающий цвет полудрагоценного камня нефрита, а также наличие инкрустации. Максимального расцвета искусство изготовления селадона достигло в 1120-е – 1190-е годы.
Для достижения характерного зеленоватого цвета в глазурь добавлялся металлический порошок, а также другие особые компоненты, составлявшие секрет мастеров. Для обжига такой керамики требовались особые печи кама. Печи представляли из себя блинные узкие камеры длиной более 40 метров и шириной порядка 1 метра. Печи строились на склонах холмов, так чтобы перепад между её нижней и верхней частями составлял порядка 7 метров. Через каждые 2,2 – 2,3 метра в камере строились перегородки с отверстиями для горячего воздуха. В конце печи имелась труба. Пол покрывался песком. Для обжига керамики требовалось поддержание температуры порядка 1150 – 1200 градусов.
Помимо разного рода сосудов, ваз, тарелок, мисок, чайников, плошек в технике селадона изготавливались статуэтки животных, таких как лев, дракон, черепаха, утка, обезьяна, голубь. Чаще всего статуэтки были лишь составной частью керамических изделий – ручками крышек или печатей. Иногда сосуды повторяли форму лотоса или были словно сделаны из бамбука. Выделяют четыре основные типа узоров, встречающихся в корёской зеленоватой керамике селадон. Это «журавль в белых облаках» (1), «утки или журавли, резвящиеся на берегу водоёма с ивами» (2), разного рода цветы и цветочные узоры (3) или зарисовки из жизни людей (4). Фигурки животных и инкрустированные изображения на стенках сосудов часто имели значение благопожеланий, которые должны были способствовать более счастливой жизни хозяина предмета.
Производство оружия также относят к категории технических достижений Корё. Корёсцы активно использовали пороховое оружие – пушки, стрелявшие каменными зарядами. Корёские арбалеты отличались особой дальностью полёта стрелы. Развивалось в Корё и кораблестроение. Корабли были достаточно большими по размерам, имея длину до 28 метров. На боевых судах в носовой части устанавливался особый рог для протаранивания вражеских судов. Также на носу корабля могли водружать изображение головы дракона – повелителя водной стихии. Считается, что на корёских судах до Японии можно было доплыть за один световой день, а до Китая – за три дня.
При династии Корё продолжала развиваться астрономия. При дворе учреждались специальные ведомства, в задачу которых входило наблюдение за небесными явлениями. В разные периоды Корё они имели различные названия: Тхэбоккам, Тхэсагук, Соунгван. Наблюдение за небом выполняло три основные задачи: решение практических задач, связанных с летоисчислением; попытка установления «воли Неба», согласно которой должны были происходить все основные изменения в жизни на земле; практические потребности изучения метеорологических явлений. Главная обсерватория страны находилась недалеко от столичного города Кэгёна. Корёсцы наблюдали и предсказывали не только солнечные и лунные затмения, но и могли обнаруживать солнечные пятна. Имеется более десятка записей о наблюдении солнечных пятен в Корё. В 1343 году придворный астроном Кан Бо издал справочное издание по новой системе определения дат календаря – «Сусирёк чхопоп ипсон», старейшее из сохранившихся до наших дней.
В Корё большое внимание уделялось медицине. При дворе были учреждены специальные ведомства, занимавшиеся изучением и использованием различных методов лечения (Тхэыйгам) и изготовлением лекарств (Санъяккук). Конечно же, услугами этих ведомств пользовались исключительно представители высшего сословия. В 958 году, когда был объявлен королевский указ о введении государственных экзаменов на получение чиновничьей должности, одновременно, в рамках того же указа, были учреждены особые экзамены для медиков. В этой связи также весьма интересен указ 989 года, вводивший обязательное лечение для гражданских сановников выше 5-го ранга и военных – выше 4-го.
Корёские лекарства были хорошо известны за пределами страны, многие из которых изготавливались из местных лекарственных трав. В Корё было написано несколько трактатов о традиционной медицине. Самый известный из них – изданное при дворе в годы правления государя Кочжона (1213 – 1259) трёхтомное сочинение «Способы быстрой помощи местными лекарствами» – «Хянъяк кугыппан». Трактат оказался настолько популярен, что был переиздан уже при новой династии Ли в 1417 году.
О развитии географии в Корё свидетельствует издание самых различных карт: «Карты Трёх государств» – «Самгук чидо», «Карты Индии» – «Индо чидо», «Карты Корё» – «Корё чидо». Карта Корё оказалась настолько точной, что использовалась как основная карта Кореи на протяжении всего XV века.


Главаная страница



Сайт управляется системой uCoz