"МЁНСИМ БОГАМ" - "ДРАГОЦЕННОЕ ЗЕРЦАЛО СВЕТЛОГО СЕРДЦА"

Выдержки из сочинения, составленного Чху Чжоком (1246 - 1317)

© Перевод - С.О. Курбанов

****************************************************************

ГЛАВА 1. БЕСКОНЕЧНОСТЬ ДОБРЫХ [ПОСТУПКОВ]
_______________________________________________________________

Конфуций сказал: «Доброму человеку Небо отвечает счастьем. Недоброму человеку Небо отвечает бедой».

Конфуций сказал: «Созерцать доброе [хочется] бесконечно долго. Созерцать недоброе [больно], подобно тому, как опускать руку в кипяток».

Ханьский [император] Лю Бэй, незадолго до смерти сказал наследнику престола: «Нельзя совершать [дурные поступки, оправдываясь] тем, что совершаемое дурное будет незначительным. Нельзя не совершать [добрые поступки, оправдываясь] тем, что совершаемое доброе будет [слишком] мало».

[Чжоуский] Цзян Тайцзун сказал: «Созерцай доброе так, словно [ты] испытываешь жажду. Созерцай злое так, словно [ты] глухой».

[Чжоуский] Цзян Тайцзун сказал: «В добрых делах следует быть ненасытным. В дурных делах не следует радоваться».

Сыма Вэньгун сказал: [Если] накапливать богатства, чтобы передать [их] сыновьям и внукам, то не обязательно, что сыновья и внуки смогут всё это сохранить.
[Если] собирать книги, чтобы передать [их] сыновьям и внукам, то не обязательно, что сыновья и внуки смогут все их прочесть.
Но нет [ничего] лучше решимости [оставаясь] в глубокой безвестности совершать тайные добрые поступки во имя детей и внуков».

Чжуан-цзы сказал: «[Если хотя бы] один день не задумываться о добром, то всё злое само по себе начнет проявлять себя».

Чжуан-цзы сказал: «Тому, кто делает мне добро, я тоже делаю добро. Тому, кто делает мне зло, я тоже делаю добро. Я, таким образом, не делаю людям зла, поэтому люди [также] могут по отношению ко мне не иметь дурных [намерений]!»

[Позднеханьский полководец] Ма Юань сказал: «[Можно] до самой смерти совершать добрые поступки, а добрых [дел] будет все еще недостаточно. [Можно всего лишь] один день совершить дурной поступок, но дурное само по себе будет в избытке».

В [трактате] «Цзиншилу» - «Записи о высоконравственном поведении» сказано: «Благодеяние и справедливость широко распространены [в мире].
В жизни человеческой разве есть такое место, в котором не встречаешься с другими [людьми]? Не взращивай [в себе] озлобление [против] врага. [Потому что если вдруг] встретишься [с ним] на дороге в узком месте, то трудно будет повернуть назад или уклониться».

[Даоский святой] «Мудрый император Дун Юэ» передал потомству наставление, в котором говорилось: «[Если даже] один день совершать доброе [дело], то счастье хотя [может и] не достигнуть своей высшей точки, зло, естественным образом, удалится!
[Если даже] один день совершать злое [дело], то несчастье хотя [может и] не достигнуть своей высшей точки, счастье, естественным образом, удалится!
Человек, совершающий доброе дело, подобен траве в весеннем саду. [Еще] не видна ее величина, [но] каждый день есть то, что растет.
Человек, совершающий дурные поступки, похож на камень, которым точат нож. Не видно его уменьшение [от времени], [но] каждый день есть то, чего становится всё меньше».

Лао-цзы сказал: «Добродетельный человек – это учитель для недобродетельного человека. Недобродетельный человек – это источник [раздумий] для добродетельного человека.
Мягкое может одержать победу над твердым. Слабое может одержать победу над сильным. Поэтому язык мягкий и всегда есть [во рту], а зуб твердый и поэтому ломается».

Учитель Ли Юльгок сказал: «Совершать добрые дела и тем самым [стараться] приблизить [к себе] славу – это тоже значит размышлять о выгоде.
Совершенный муж (цзюнь-цзы) смотрит на это так, что [считает подобное] хуже, чем [попытка вора] прорубить стену [чтобы проникнуть в дом], и уж тем более [постыдно] совершать недобрые дела и [при этом] стараться извлечь выгоду».

Учитель Чан Ёхон сказал: «[Если] есть доброе, то необходимо следовать [ему], и тогда возможно с помощью его заполнить добром всё в Поднебесной.
[Если] есть ошибочное, то необходимо изменять [его], и тогда возможно избавиться от ошибочности каждому человеку.
Следуешь доброму и достигаешь абсолютной доброты. Изменяешь ошибочное и достигаешь [полного] отсутствия ошибочности».


Главная страница



Сайт управляется системой uCoz